Главная \ Наш Блог \ В глубине Камчатки в гостях у оленеводов

В глубине Камчатки в гостях у оленеводов

Насыщенный летний туристический сезон остался за спиной, оставил нам свой задор и желание достичь чего-то нового. Конец сентября – отличное время уделить время новым путешествия. Уже немного прохладно, но зато этой поздней осенью огненные краски радовали дольше обычного.

Толбачик Ключевская Камень

в поисках приключений

Наша цель в этот раз найти пастбище грациозных полудиких северных оленей. А поскольку собираемся искать в центральной Камчатке, то грех не заехать на Толбачинские долы, шлаковые и лавовые поля.

По дороге в мертвые пустынные земли мы оказываемся в осенней таежной фантастике.

осень на камчатке собираем грибы
гуляем в мертвом лесу камчатка outdoors

Мертвый лес с крыши нашего вездехода обретает новый вид. Он же памятник природы! Мертвый лес нельзя ни рубить ни пилить. Можно только смотреть и быть ошеломленным трагической судьбой целого леса.

мертвый лес на камчатке через мертвый лес
установка лагеря отдых на камчатке

наш лагерь на толбачике

Вертолет. Бытует несколько версий как он сюда попал… но никто не знает уже настоящую.

хвост вертолета

Прошел целый год с тех пор, как затихло Новое Толбачинское  трещинное извержение. Но лавы еще не остыли и даже светятся ночью. Самое время идти гулять в сумерках утром или вечером. Конечно обязательно с хорошими проводником.

гуляем по лавам толбачика конуса толбачика

Вечерние прогулки по шлаковым конусам и ночные феерические и фаерические лавы.

горячи лавы толбачика

Впервые на лавах было организовано самое настоящее огненное шоу!

Огненное шоу на вулкане огонь толбачика

Прогноз на следующий день был неоднозначный и мы все же с надеждой на ясный день, планировали восхождение на Плоский Толбачик. Но утром, услышав легкую барабанную дробь по тенту палатки, поняли, что на Толбачик пришла зима.

снег на толбачике зима на тобачике

алиса на толбачике

Пора выбираться из снежных земель, пока нас не завалило снегами.

К вулкану Толбачик, мы приехали со стороны поселка Лазо, а уезжаем в сторону Козыревска вокруг огромного лавового потока. В 2013 году лавовый язык завалил свеже-построеный кордон Налычевского парка прошелся по старой хорошо накатанной дороге, у которой мы остановились, чтобы посмотреть  масштабы события.

лавовый поток в лесу застывшая лава на камчатке

массштаб извержения

Камчатская таежная осень. Море Голубики. В этом лесу обитают и звери: медведи, лоси, глухари, соболь и прочая живность.

Дорога в Эссо на автомобиле Делика не утомительная.

наша делика

Мы не были в Швейцарии и не можем назвать Эссо швейцарскими Альпами. Но атмосфера в Эссо расслабляющая. Здесь работать больше необходимого никого не заставишь. Все двигаются очень медленно. Торопиться здесь точно некуда. Самое классное место, где можно ничего не делать.

рыбалка на Камчатке аборигены пейзажи в эссо на камчатке
бассеин в эссо на камчатке беренгийский пес на камчатке

Один денек оязательно нужно сделать именно таким: только есть, гулять  и купаться в термальных бассейнах. Есть интереснейший Быстринский музей, где вам  покажут все что, касается аборигенов Камчатки. Есть собачьи питомники. Ведь именно здесь начинается Камчатская гонка на собачьих упряжках – Беренгия.

музей эссо

Есть и активности. Такие как активный рафтинг и рыбалка на реке Быстрой. Но мы бережем силы для своей следующей экспедиционной поездки!

Изучаем карты и расспрашиваем добрых людей.

изучаем карту камчатки расспрашиваем добрых людей

Дорога в Анавгайский табун накатана вездеходом МТЛБ. И мы действительно первые активисты, решившиеся проехать туда на  автомобиле.

вездеходная дорога

Наш автомобиль оснащен всем необходимым для такой поездкой. А главное, уверенным водителем и слаженной командой. В набор для этой поездки также входит здоровый задор, немного вина и много хорошего настроения.

едем в табун слава тасккает лебедку

Все шло гладко! Как положено! Лебедка, домкраты, попутные вездеходы и многие другие спец-операции.

танковые дороги камчатки Алексей за работой

На карте где-то неподалеку были горячие источники, и мы думали заночевать возле них, но так и не нашли их. Был уже поздний вечер, а мы все еще бились с тяжелой дорогой. Но все же добрались до стоянки оленеводов. Поставили палатки возле юрты, посидели у жаркого костра и уснули под стук трех сотен пар оленьих рогов и хрюканье их обладателей.

Раним утром началось наше знакомство с жизнью оленеводов и жизнью полу-диких северных оленей.

корализация оленей

Корализация – это ежегодное мероприятие в оленеводческом хозяйстве, во время которого оленей собирают в загон (кораль). В корале проводится и сортировка по полу и возрасту оленей, и подсчет поголовья. Оленей клеймят и делают им прививки. Специалисты проводят  подсчет важенок – олених, ожидающих потомство.

пересчет оленей загонщики оленей

В этом табуне – 750 голов оленей. Мы приехали на второй день коралезации и застали основной процесс! Кораль – это временный загон, который организовывают всего на несколько дней.

После клеймирования и прививок, оленей выпускают из кораля и они убегают в верховья ручья на горные тундры и пасутся там, пока их не соберут в стадо. Детеныши оленей выбегают из кораля и еще долго бегают вокруг него в жажде воссоединиться со своими матерями.

Большую часть стада уже пропустили через кораль. Остались самые крупные, сильные и непокорные олени.

Наш брутальный лагерь.

Сначала мы с расширенными глазами наблюдали, как молодые и опытные оленеводы бесстрашно загоняют оленей, размахивая руками. Загонщики гнали оленей к воротам. Брезентовое полотно взлетало в воздух и неслось наперерез бегущим оленям, но чаще всего самые бойкие олени поворачивали назад, уводя за собой остальных, или же перепрыгивали через полотно.

олени убегают

Пока я был увлечен фотографией, в Кораль проник Женя и принялся помогать загонщикам. В его глазах я видел восторг и детский задор. Через 5 минут и я был в загоне и взялся за древнее ремесло. Дело пошло! Работяги были рады подкреплению, так как в этот раз загонщиков собралось меньше чем обычно.

Пока мы загоняли остатки оленей в загон, несколько оленей сбежало. Одни перепрыгивали через ограду никого не трогая, другие прорывались с боем. Так я получил фингал от одного рогатого. В процессе коралезации мы узнали, что однажды даже был смертельный случай – парню пробили рогом лекгое. Вот такая Камчатская корида.

Слава в загоне

В процессе коралезации самим оленям приходится несладко! Ведь, представьте себе, в одном месте собираются самцы доминанты и кровь кипит у них. Они сражаются так, что шерсть летит и рога трещат. Одного оленя нашли мертвым прямо в загоне. У другого был подбит глаз. Но нам сказали, что сейчас они стали поспокойнее, так как гон уже почти закончился.

Молодое поколение аборигенов Камчатки не очень стремится участвовать в таких мероприятиях, да и вообще перенимать традиционное ремесло.

Но есть еще настоящие перегонщики оленей. Куда же без них.

К таким перегонщикам мы пришли в гости вечером попить чаю в мобильной юрте выше в горах. Такая юрта низкая и сделана из кедрового стланника и брезента. Внутри дымно от костра, но тепло и место располагает к разговорам о жизни оленеводов.

Мы задались целью найти дикие источники с затейливым названием. Место это оленеводы держат в тайне… Главное – верить в свои силы и все получится. И вот мы греемся в целебных водах среди гор.

В Эссо мы вернулись поздно вечером спустя 3 дня после отъезда. Нас встретил хороший местный друг Иван и приютил в своей гостинице «Алтай».

В эссо гостиница Алатай

Нашу машину потрепала такая поездка. Но мы удовлетворенные и счастливые возвращаемся домой.

Такие поездки мы совершаем не часто. Только по окончанию насыщенного летнего сезона. Мы верим, что к нам в следующий раз присоединятся наши гости. Ведь эти места нужно показывать. Это достояние Камчатки!